Версия для печати статьи http://www.technograd.com/atic/1717

Триумф ростовского писателя

ТелеКом-Ростов, 2009 год, №1 (14.01.2009 - 21.01.2009)

Несмотря на то что компьютерные игры сегодня уже достигли уровня, позволяющего смело назвать многие из них полноценными произведениями искусства, осталось еще немало людей, считающих виртуальные приключения или файтинги вредным и даже опасным увлечением. Спорить не станем, ведь сколько людей, столько и мнений. Давайте посмотрим на дело с другой точки зрения: могут ли компьютерные игры приносить пользу?


Еще в 2000 году на страницах "Телекома" задавался этим же вопросом известный ростовский журналист Антон Вильгоцкий. В статье, озаглавленной "Игры — они полезны", он утверждал, что виртуальные развлечения все же несут в себе больше пользы, нежели вреда. Антон как в воду глядел — увлечение играми помогло ему самому стать признанным в России литератором. Как? Что ж, пусть об этом расскажет он сам.


- Антон Вильгоцкий: Писать фантастические произведения я начал в четырнадцать лет, чтобы заработать себе на компьютер. А нужен он в таком возрасте, ясное дело, исключительно для игр. Приставок разных у меня было много, а мечталось все о "персоналке" — именно так в те времена было принято называть компьютеры среди подростков. Поэтому в 1994 году я и засел за сочинение своего первого романа — он, кстати, пока не опубликован. Издали в Москве недавно совершенно новую книгу — она называется "Избранник Пентакля".


Так получилось, впрочем, что первый компьютер у меня появился еще до того, как я даже начал стучаться со своими текстами в двери издательств. Но увлечение сочинительством осталось. Именно поэтому я не остановился на достигнутом, продолжил писать и дописался-таки до издания собственной книги. И не собираюсь, в общем-то, останавливаться. Впереди еще много интересных проектов...


- Продолжая тему "игрушек": какие из них ты мог бы назвать своими любимыми?


- Из современных мне больше всего нравятся "Ведьмак", Neverwinter Nights 1 и 2, Hellgate: London, Assassin's Creed. Вообще, люблю фантастические игры, в которых нужно не только действовать, но и думать. Военные симуляторы — это уж точно не мое. Если стратегии — так чтоб непременно с фэнтезийным уклоном. То же касается и ролевых игр, хотя тут возможны варианты. Еще люблю "игрушки", выдержанные в стилистике Дикого Запада и бандитского Чикаго. "Ужастики", такие как Call Of Cthulhu, Penumbra, Silent Hill. А если копнуть поглубже, не обошлось, конечно, без Diablo и Doom. Это если вести разговор только о проектах для ПК. Я ведь когда-то был заядлым консольщиком. Dendy, Super Nintendo, SEGA Mega Drive, Panasonic 3DO, Sony Playstation — через все это я прошел. Но вот дальше движение остановилось, я понятия не имею о том, что представляют собой игры для X-Box или Game Cube.


На приставках традиционно преобладают динамичные и яркие игры, так что тут список, конечно, будет другим. Файтинги, аркады, спортивные симуляторы, всевозможные боевики. Вот, вспомнил сейчас игру Aladdin для SEGA — так просто сердце дрогнуло. Mortal Kombat — куда ж без этой эпохальной мясорубки? 3DO выпустила horror-action Killing Time — феноменальная игра, я до сих пор ничего подобного больше не встретил, несмотря на существование Unreal и Prey. А на первой Playstation был занятный боевичок Return Fire — несмотря на то что там использовалась военная техника, которую я не шибко жалую, та "игрушка" мне очень нравилась.


- Игры по собственным произведениям в планах имеются?


- Да. Я периодически делаю кое-какие наметки для сценария игры по "Избраннику Пентакля". Но это пока нельзя отнести к числу первостепенных дел.


- А что можно отнести к таковым?


- Создание новых книг, конечно. Ведь "Избранник Пентакля" — лишь первая часть довольно длинного цикла под названием "Хроники Схарны". Всего в эту серию войдут девять романов. И это далеко не все, что я намерен написать в ближайшее время. Очень много новых произведений ждет своего часа.


- Не будет ли среди них новеллизаций компьютерных игр?


- Я подумывал о целой серии таких книг, но потом решил, что если и напишу их, то совсем немного. По мотивам игры можно написать отличную книгу — но критики все равно назовут ее макулатурой. По той лишь причине, что она создана по игре. При этом многие авторы, которые используют в своих произведениях готовый мир, придуманный Толкиеном, или пишут книги о Конане, "отцом" которого является Роберт Говард, почему-то не получают клейма плагиаторов и халтурщиков. Вполне возможно, что я напишу книгу, действие которой будет разворачиваться во вселенной Forgotten Realms. Точно будет роман по украинской "игрушке" S.T.A.L.K.E.R. — его я назвал "Оверлорд". Первые главы уже опубликованы в интернете. В принципе, в чем-то компьютерные игры мне уже помогли как писателю. В "Избраннике Пентакля", к примеру, есть сцена сражения между эльфами и троллями. В общем-то, то, что в это время происходит, — типичный эпизод фэнтезийной стратегии, только гораздо более детализированный, не с видом сверху, а, так сказать, с вращающейся камерой. И с драматизмом, который "игрушкам" стал присущ лишь в последние годы, — разумеется, не в подобных сценах.


- Интернет... Как много в этом слове. Современному писателю без него как без рук, ведь верно?


- Ну, еще лет восемь назад, думаю, без него можно было обойтись. А сейчас уже точно нет. Я вот читал недавно эссе Сергея Лукьяненко на эту тему. Сергей полагает, что интернет для писателей не так уж и важен. У меня другая точка зрения. Чтобы строить свою карьеру наиболее успешно и быстро, нужно отслеживать изменения в текущей ситуации на рынке, общаться в онлайне с читателями, рекламировать свои книги, в конце концов. Скорость передачи текста издателю — далеко не самый существенный момент. Где бы вы ни жили, бандероль с рукописью все равно дойдет до Москвы или Санкт-Петербурга, пускай, конечно, и не так быстро, как электронное письмо. Доступ в виртуальное пространство нужен автору для тех вещей, о которых я упомянул выше. А кое-кому удавалось сделать себе имя, имея на счету только электронные публикации. Рассказы Ирины Денежкиной, к примеру, совершенно случайно попались ее будущим издателям на сайте www.proza.ru. Я, кстати, насчет себя самого не уверен — тоже ведь не первый год публикуюсь на этом сайте. Счет посетителям на моей страничке идет на десятки тысяч, и это могло, в принципе, повлиять на решение руководство издательства "АЛЬФА-КНИГА" — именно оно выпустило моего "Избранника Пентакля".


- Так ты сейчас в Москве проводишь большую часть времени?


- Да, так было еще недавно. Я в Ростове, можно сказать, проездом, и мой дальнейший путь лежит к заснеженным просторам Сибири. Буду изучать древнюю культуру тамошних шаманов. Хочу когда-нибудь написать документальную книгу на эту тему.


- Не заскучаешь в лесах без игр?


- С чего бы? Играть можно и на ноутбуке. Главное — чтобы он от холода не испортился.


Дмитрий Дьяченко