Статья в газете Теком-Ростов

МР3: вчера, сегодня, завтра

Эти три символа никто не торопится выводить на заборах, но, тем не менее, они куда как более знамениты, чем те три буквы, которые малюют на вертикальных поверхностях пьяные панки и гопники. Еще бы — ведь крепкое словечко из трех букв в широком ходу лишь на постсоветском пространстве, в то время как явление, о котором мы расскажем вам сегодня, уже давно завоевало мир и, в частности, сделало современную нам музыкальную индустрию... ну, скажем, несколько иной по сравнению с тем, какой она была прежде, до появления формата МР3...

Адронный коллайдер для мейджоров

Совсем недавно — 14 июля 2008 года — самому популярному ныне цифровому музыкальному формату исполнилось ровно 13 лет.

Именно в середине седьмого месяца 1995 года исследователи из немецкого института Фраунгофера решили использовать расширение .mp3 для имен файлов, в которых хранятся звуки, закодированные при помощи разработанной ими технологии. Вскоре обозначение МР3 стало общепринятым названием для стандарта MPEG Audio Layer 3.

За сочетанием из трех символов скрывается технология, над созданием которой в течение нескольких лет корпела научно-исследовательская группа из нескольких десятков человек. Международная стандартизация формата в 1995 году стала залогом совместимости — этот факт и публично доступные исходные тексты МР3 гарантируют, что миллиарды существующих файлов МР3 корректно воспроизведутся уже имеющимися в наличии и будущими программами и оборудованием.

Стоит отметить, что формат, появившийся в 1995 году, значительно опередил свое время. В ту пору считалось, что данная технология чересчур уж сложна для широкого практического применения. Проверка временем, однако, показала, что решение было удачным — ни один другой метод кодирования пока что не смог потеснить МР3 в роли стандарта для цифровой музыки на компьютерных носителях и в интернете.

Алгоритм кодирования в МР3 позволяет сжимать исходный материал во много раз — в зависимости от требуемого качества выходной информации. Определяющим параметром кодирования является плотность потока данных (битрейт).

Различные значения битрейта позволяют варьировать получаемое качество звука: от минимального, сравнимого со звуком в телефонной линии, до уровня CD Audio.
Это для тех, кто интересуется технической стороной дела. Но поверьте нам на слово: она далеко не так интересна, как те нешуточные страсти, что по сей день бурлят вокруг этого формата и периодически бьют через край.

Главную роль в популяризации нового формата сыграла компьютерная сеть интернет. Сей факт и сегодня не дает спокойно спать боссам звукозаписывающих корпораций и вынуждает их все время держать под рукой сердечные капли. Но нынешнее положение дел — ерунда в сравнении с той шумихой, что поднялась вокруг МР3 в конце 90-х годов прошлого века. В эпицентре скандала оказался тогда знаменитый сайт Napster.com. Этот ресурс позволял пользователям всего мира свободно обмениваться музыкальными файлами. Являясь, по сути, глобальной пиратской базой, с юридической точки зрения Napster был, тем не менее, безупречен. Ведь речь шла о добровольной передаче юзерами друг другу своей собственности, сиречь аудиозаписей. Бонзам музыкального бизнеса это, само собой, очень не нравилось. Их куда больше устроил бы вариант, при котором несколько миллионов людей, скачавших треки со свежего альбома Metallica на "Нэпстере", приобрели бы лицензионный диск. К слову сказать, именно эта группа была тогда флагманом направленной против "Нэпстера" кампании. Как думается автору этих строк, Джеймс Хетфилд и его товарищи ввязались в ту бучу, преследуя, скорее, пропагандистские цели — самый свежий (на тот момент) альбом ("Re-Load", 1997) был явно слабее предыдущих творений группы и нуждался в агрессивной рекламной акции.
В такого рода столкновениях интересов ставить следует не на тех, кто, по большому счету, прав, а на тех, у кого кошелек толще. Так что в конечном итоге сайт Napster кардинально поменял принцип своей работы, превратившись в платный ресурс с системой обязательных отчислений правообладателям.

Но это, черт возьми, уже и не важно, так как за минувшие годы "фишку прохавали" все, кто только на это способен. Трудно сказать, на какие числа ведется сегодня счет сайтам, предоставляющим возможность бесплатно скачать МР3-файлы. Музыкальные центры, не поддерживающие этот формат, считаются уже своеобразным раритетом. А появление портативных МР3-плееров стало для цифрового формата подлинным прорывом...

Мой маленький нежный зверь...

С чего же началось победное шествие по свету портативных МР3-плееров?
Перелистаем страницы истории. Началом экспансии этих, ныне привычных уже устройств можно назвать май 1998 года, когда компания Diamond Multimedia (сегодня уже не существующая) выпустила первый массовый МР3-плеер под названием Rio.
Сама же идея создания подобных приборов принадлежит не Diamond — годом ранее такие плееры были проанонсированы целым рядом малоизвестных азиатских компаний. И, как обычно и бывает в случае с изобретениями, которым суждено перевернуть мир, никто тогда не поверил в то, что у этих приборчиков может быть серьезное будущее...

Именно поддержка такой крупной в те времена компании, как Diamond Multimedia (она, в частности, знаменита компьютерными видеокартами на базе чипсетов Voodoo), мгновенно переместила проект из разряда "китайских извращений" в массовую и очень перспективную для потенциальных покупателей нишу.

Однако намек на возможность переносить музыку с компьютера на плеер и переводить в формат МР3 для использования в таких плеерах музыкальные дорожки с обычных CD тут же вызвал шквал протестов со стороны... а угадайте-ка, с чьей. Ну, разумеется, все тех же боссов музыкальной индустрии, а также правообладателей. Даже несмотря на прежнюю ограниченность формата и жесткую привязку его к компьютеру, киты музыкального бизнеса впервые за последние десять лет ощутили, как деньги начинают выскальзывать из их рук. А проникновение формата МР3 на традиционный бытовой рынок несло в себе угрозу подлинной финансовой катастрофы...

Неудивительно, что на компанию Diamond Multimedia с ее Rio, как из ведра, посыпались всевозможные обвинения, приведшие, в конце концов, к судебному разбирательству. Которое, в итоге, с треском провалилось. Крупным музыкальным концернам так и не удалось доказать, что плееры могут быть использованы в пиратских целях.

Rio MPP-300 был, наверное, самым эволюционным шагом на аудиорынке со времен появления CD-плееров. Но даже через два года после его появления никто не верил в столь бурный успех карманных плееров, какой мы наблюдаем сегодня.

Мелодии в данном плеере хранились на флешке емкостью 32 Мб, которая могла быть легко извлечена и заменена на другую карту с новой музыкой. В МР3-плеере отсутствуют движущиеся части, поэтому он никогда не начнет "жевать пленку" или воспроизводить звук с искажением. Еще одно неоспоримое преимущество — габариты и расход электроэнергии. Diamond, использовав в устройстве стандартные карты флеш-памяти, добилась того, что Rio по размерам был меньше любого кассетного плеера и даже проигрывателя мини-дисков. То же самое можно сказать и о весе.

Питался Rio от одной стандартной "пальчиковой" батарейки формата АА, которой хватало примерно на пятнадцать часов работы.

Что же касается собственно звучания, то оно напрямую зависит от источника музыкального файла и от объема данных. В то время стандартом для МР3 считался битрейт 128 килобайт в секунду (сегодня — 256 Кб/с), что позволяло заполнить флеш-карту музыкой примерно на 30 минут. Сейчас такие цифры смотрятся несколько смешно, но не забывайте, что речь идет о событиях более чем десятилетней давности. Естественно, плеер поддерживал и более низкие и чуть более высокие битрейты — соответственно изменялось и время звучания.

Билл никогда не останется в стороне

Фактом массового наступления МР3-плееров не преминула воспользоваться одиозная компания Microsoft. Она не стала пытаться навязать производителям еще один глупый судебный иск, а пошла совершенно другим путем, начав работать над собственным стандартом сжатия музыки, который должен был, во-первых, составить альтернативу МР3, а во-вторых, включать в себя мощный алгоритм защиты от пиратства.
Новый стандарт был представлен все в том же 1998 году и получил название MS Audio 4.0. Если верить исходникам Microsoft, он обеспечивает более эффективный алгоритм сжатия аудиоданных и, соответственно, позволяет улучшить качество звучания или уменьшить объемы файлов. Поддержка этого формата, естественно, включена в Windows Media Player, а также в Real Player компании RealNetworks.

Особой "фишкой" стандарта в Microsoft называли и его цифровую систему управления авторскими правами (DRM). Функция ее заключается в запрещении прослушивания защищенного файла на других компьютерах, кроме того, на котором композиция была загружена из музыкального магазина. Честно сказать, покамест не доводилось сталкиваться с такой проблемой. Возможно, по той причине, что большинство файлов находится в пиратских интернет-магазинах, и ничем они не защищены.

С тех пор стандарт WMA изрядно изменился. Плеер сегодняшнего дня — Windows Media Player 11 — включен в операционную систему Vista и представляет собой "навороченную" и по большей части бесполезную программу с тяжелым интерфейсом и массой профессиональных функций, что пригодятся далеко не каждому. Фактически это уже не плеер, а программа типа "все в одном", наподобие iTunes. А наиболее часто используемыми треками даже здесь остаются файлы формата МР3, которые в огромных количествах можно найти на сайте www.pleera.net.

Наверное, в Microsoft поняли, что МР3 им не одолеть, поскольку сегодня они противопоставляют WMA уже не ему, а "эппловскому" ААС.

Наша Russia

Почему-то принято считать, что качество звучания музыки при переводе ее в формат MP3 серьезно страдает. Возможно, на заре становления формата это именно так и было, но сегодня, приобретая такой компакт-диск, вы может быть уверены: звучать он будет гораздо лучше, чем даже иные лицензионные CD, записанные классическим способом. Так что сейчас к достоинствам МР3 можно добавить еще и отличный звук, тогда как раньше основным преимуществом был объем памяти носителя. Но если вы не купили музыку, а скачали из интернета, некоторые треки действительно могут быть записаны в чуть худшем качестве. Но и это почти незаметно.

Музыкальный альбом, записанный и выпущенный в широкую продажу на флеш-карте — сегодня это уже реальность. Но завзятые меломаны уже успели оценить цифровой формат в минувшие годы. Ведь старые номерные альбомы некоторых исполнителей практически невозможно достать — оригинальный тираж давно закончился, и даже пираты не спешат штамповать. Что делать? Всего лишь зайти в музыкальный магазин и взглянуть на полочку, где висит табличка с надписью "МР3". Там-то вы и найдете как коллекции пластинок Джо Дассена, так и подборку редких записей современных "металлистов". Это особенно ценно для тех, кто решил избавиться от затертых до дыр аудиокассет, но при этом сохранить все, что на них записано. И ведь иначе, как добыв песни в цифровой версии, сделать это и не получится! Не тратить же целое состояние, заказывая альбомы через Сеть в зарубежных студиях.
Цифровой формат полезен не только слушателям, но и музыкантам. Разумеется, не тем, что бьются за свои права, обивая пороги судов. Начинающим, терзающим гитары и бьющим по клавишам в своих домашних студиях. Сжатые музыкальные файлы попадают к продюсерам в считанные секунды и могут быть опубликованы на домашних страницах, что сегодня является гарантией авторских прав. Таким вот образом только что созданная группа из Ростова-на-Дону может перекинуть свои песни хоть в США, хоть в Европу.

Для большинства россиян основные вехи развития МР3 прошли практически незаметно. Статьи об этом явлении, если где и появлялись, так только в журналах, посвященных развитию интернета, причем порой с опозданием на несколько лет. Формат МР3 захватил Россию достаточно тихо и без особых скандалов. Отечественная музыкальная индустрия всегда была явлением довольно специфическим и, можно сказать, кардинально противоположным западному аналогу. Там люди получают деньги за свои пластинки, а концерты дают, в основном, в поддержку оных. У нас же все наоборот: чем больше концертов, тем больше у музыканта денег, и именно живые (ну, иногда "фанерные") выступления являются тем китом, на котором стоит карьера почти что каждого российского артиста.

Так вот, формат МР3, хоть и создан не русскими, показал-таки западникам "кузькину мать". Как думаете, почему такие коллективы, как Cradle Of Filth, Pain, Tiamath, Diary Of Dreams, Das Ich, Lacrimosa и многие другие "снизошли" до выступлений в Ростове-на-Дону и Краснодаре? Вроде бы общемировая популярность этих команд, в отличие от Deep Purple или Nazareth (шоу последних проваливаются уже даже в Ростове), не столь низка, чтобы держаться на плаву лишь благодаря концертам в российской провинции. Ларчик открывается просто — даже перворанговые артисты не могут сегодня заработать на продаже своих пластинок столько же, сколько зарабатывали раньше. А восполнить разницу можно лишь количеством сыгранных концертов. В конце концов, лишь U2 сейчас богаты настолько, чтобы самим "выкрадывать" мастер-тейп готовящегося альбома из студии с последующей публикацией треков с него в интернете. Так что ждите, ребята. Мы еще увидим их всех...

Антон Вильгоцкий


Весь номер

Новости партнеров:


Тесты, обзоры, статьи, аналитика
Инновации в медицине
Тема инноваций в области медицинских товаров является актуальной и касается каждого. Сегодня использование больших данных, искусственного интеллекта и других технологий стимулирует внедрение медицинских новшеств по всему миру. Новые методы профилактики, диагностики и контроля заболеваний, а также инновационные препараты и техники для мониторинга и лечения обещают значительно улучшить качество жизни людей.
CRM системы для повышения B2B продаж
CRM – оченеь эффективный инструмент для повышения продаж в сегменте B2B. Платформа удобна менеджерам для фиксации каждого шага работы с клиентом, руководителю – для контроля работы сотрудников и получения оперативной аналитики.
Обзор лучших QLED телевизоров, которые есть в наличии в 2023 году
Любите посмотреть кино или поиграть? Для этого созданы QLED-телевизоры. В его основе – технология квантовых точек, которая позволяет достичь максимально точной цветопередачи и делает цвета более яркими, насыщенными и живыми. В результате вы получаете невероятное изображение, которое намного превосходит возможности других ТВ.
Гиперконвергентные инфраструктуры
С постоянным развитием информационных технологий и расширением объемов данных компании сталкиваются с необходимостью улучшить свои IT-инфраструктуры, чтобы обеспечить эффективное хранение, управление и обработку данных.
Бесплатные мероприятия в Москве Cоветы Путешественникам —
как мы переехали
в Мексику
Свежий номер газеты Телеком

«ТелеКом» уходит в интернет!

Как вернуть исчезнувшие контакты на iPhone после обновления iOS?

Мобильный телефон в отпуске – особенности использования и вероятные поломки

Brosco - модные аксессуары для вашего телефона

EmailMarket – онлайн платформа для поиска лучших специалистов в email маркетинге

Большие возможности при разумной цене смартфона Lenovo A Plus

Квадрокоптеры – история вдохновения

Больше возможностей для email-рассылок за умеренную стоимость с SendPulse

Mestel MO900 – семейная микроволновка

Сколько стоит ремонт ноутбуков и куда стоит обращаться в первую очередь?

Заряд бодрости и оптимизма

Внешние зарядные устройства для мобильных телефонов и девайсов

Аккумуляторы для фотоаппаратов и видеокамер

Как выбрать недорогой китайский смартфон

Возврат обеспечения заявки на участие в тендере

Оптические делители

Восстанавливаем потерянные данные программой EaseUS Data Recovery Wizard

Бронебойный высокопроизводительный смартфон Blackview BV 8000 PRO

Autodesk Vault – компоновка и возможности

Как защитить сайт от вирусов

SSL сертификат – зачем он нужен и какой тип выбрать

Как выбрать проектор для домашнего кинотеатра

Коротко о электрогриле Wollmer S807

Керамика в электротехнике и энергетике

Ремонт планшета Леново

В чем преимущество серверной стойки перед шкафом

Прочный деловой смартфон с неплохими характеристиками и стильным дизайном - Doogee T5S

Запчасти для ноутбуков: плюсы оригинальных комплектующих

Такие разные чехлы и аксессуары от Apple

От яичницы с беконом до шокера. Какими бывают чехлы для смартфона

Причины для замены дисплея на iPad Air 2

Картриджи для ленточной библиотеки – выход для хранения данных

Спидтест интернета с инструкцией устранения проблем представлен на новом ресурсе

Выбираем портативное зарядное устройство

Лучшие смартфоны от производителя Homtom

Выбор мастерских по ремонту гаджетов

Сопровождение 1С: быстрый способ избавиться от проблем

Риски использования одноразовых номеров

Как правильно построить и организовать техническую поддержку ИТ инфраструктуры компании?

Можно ли заправить картридж принтера самостоятельно?

Обмен Perfect Money: возможности собственного обменника и альтернатива порталов мониторинга – что выбрать?

Аренда звука – правильное решение при организации мероприятий

VK70604N: продуманная фильтрация и максимальная практичность

Winter is coming: как выбрать снегоуборочную машину для дома

Особенности выбора сервера 1С

Как ускорить старый ноутбук

Продвигаете сайт? Загляните в соцсети. 5 причин важности маркетинга в социальных сетях

Феноменальная история эволюции WordPress. Путь самой используемой системы управления контентом

ТОПовые игровые ноутбуки

Подписка на новости


Информация

Copyright © 2005-2017
technograd.com


Разработка проекта: Издательский дом RMG

E-mail:
[email protected]

Редактор:
[email protected]

Реклама:
[email protected]

Тел. +7 (863) 272-66-06

о проекте>>

Рейтинг@Mail.ru